От электронной карты «Мир» можно отказаться! Федеральный закон Закон 88 фз от 01.05.

"О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Комментарий

Напомним, что российская платежная карта "МИР" создана в рамках национальной платежной системы в качестве альтернативы международным картам VISA и MasterCard.

Первые карты "МИР" были выпущены в конце 2015 года. На данный момент значительное число банков на территории России осуществляют эмиссию этих карт. См. информацию на сайте национальной платежной системы.

  1. если оплата осуществляется в местности, где отсутствует подключение к Интернету и не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи;
  2. если выручка от реализации товаров через торговый объект за предшествующий календарный год составила менее 5 млн рублей.

Из этого правила следует: если у организации несколько торговых объектов, то выручку от реализации продукции необходимо определять по каждому из них. Освобождение от обязанности устанавливать терминал будет действовать в отношении тех объектов, в которых не превышен упомянутый лимит выручки.

Напомним, что торговым объектом признается здание, строение, сооружение (их части), оснащенные оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения расчетов при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Не вполне ясно, как на практике применять новые положения продавцам (исполнителям), которые не только реализуют товары, но также выполняют работы и (или) оказывают услуги, принимая заказы в торговом объекте. К примеру:

  1. организация основную деятельность осуществляет в сфере услуг. При этом через торговый объект она реализует сопутствующие товары. Прием заказов и реализация продукции происходят в одном объекте. Возможно, что по итогам календарного года выручка от всех видов деятельности окажется выше 40 млн рублей, а выручка непосредственно от продажи товаров – менее 5 млн рублей. С одной стороны, организация обязана обеспечить в таком торговом объекте возможность приема от покупателей карты "МИР", так как выручка от предпринимательской деятельности превысила 40 млн рублей. С другой стороны, организация подпадает под исключение, поскольку выручка от продажи товаров составила менее 5 млн рублей;
  2. организация представляет собой торговую сеть. При этом в процессе реализации продукции она принимает от покупателей заказы на ряд услуг (в частности, по упаковке, доставке проданных товаров и др.). Предположим, выручка за год от продажи товаров через отдельные торговые объекты оказалась меньше 5 млн рублей. При этом в целом по торговой сети (с учетом поступлений за оказанные услуги) сумма выручки более 40 млн рублей. Нужно ли в подобной ситуации размещать терминалы для приема карты во всех торговых точках?

Полагаем, что за разъяснениями в таких случаях целесообразно обратиться в Роспотребнадзор.

На данный момент продавцы (исполнители) также обязаны обеспечить покупателям возможность оплаты по карте "МИР". Однако это касается тех субъектов, у которых доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год превышает 120 млн рублей (п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Отметим, что штрафы за несоблюдение указанного требования не изменились. В соответствии со ст. 2.4 , ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ :

  • индивидуального предпринимателя и должностное лицо организации могут оштрафовать на сумму от 15 000 рублей до 30 000 рублей;
  • организацию – на сумму от 30 000 рублей до 50 000 рублей.

За отсутствие в торговом объекте терминала для обслуживания международных платежных карт санкции не применяются (см. письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015 "О разъяснении законодательства").

Нужно ли учреждениям бюджетной сферы оформлять для сотрудников зарплатные карты "МИР"?

В скором времени кредитные организации будут обязаны зачислять выплаты физлицам за счет бюджетных средств только на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием карты "МИР". Переход на такой порядок выплат поэтапный. Он начинается с 1 июля 2017 года и должен завершиться к 1 июля 2020 года.

Однако на карту "МИР" будут зачисляться не все средства. Их перечень ограничен. Так, согласно поправкам новый порядок зачисления средств распространяется на (пп. "з" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ):

  • вознаграждения государственным служащим;
  • заработную плату работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;
  • государственные стипендии;
  • ежемесячное пожизненное содержание судей.

Обратим внимание, что Закон № 88-ФЗ содержит оговорку о том, что Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ может в последующем расширить перечень таких выплат (пп. "и" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ).

В таблице – виды выплат из бюджета и предельные сроки, до наступления которых на имя физлица в банке (иной кредитной организации) должен быть открыт счет, обслуживаемый картой "МИР", чтобы банк зачислил на этот счет предназначенные физлицу средства (пп. "в" , "е" , "з" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ).

Бюджетные средства Условия зачисления средств на счет Предельный срок для перехода на карту "МИР"
вознаграждения госслужащих;

Государственные стипендии

01.07.2018
вознаграждения госслужащих;

Заработная плата работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;

Государственные стипендии

дата открытия счета
пенсии и иные социальные выплаты; счет в банке открыт до 01.07.2017 и обслуживается иными платежными картами по истечении срока действия платежной карты, но не позднее 01.01.2020
пенсии и иные социальные выплаты;

Ежемесячное пожизненное содержание судей

счет в банке впервые открывается с 01.07.2017 дата открытия счета

Для работодателей в бюджетной сфере важно следующее.

Если в настоящее время работодатель перечисляет заработную плату сотрудникам (госслужащим) на счета, которые обслуживаются платежными картами VISA и MasterCard, он может придерживаться такого порядка расчетов до 1 июля 2018 года. С указанной даты работодатели должны перечислять вознаграждение или заработную плату только на счета, к которым привязана карта "МИР". В частности, для этого можно заключить соглашение с банком, осуществляющим эмиссию таких карт, о централизованном перечислении оплаты труда в рамках зарплатного проекта.

Если вознаграждение или заработная плата (из средств бюджета) будет выплачиваться работникам (госслужащим), которые впервые обратились за открытием банковского счета в целях получения указанных выплат с 1 июля 2017 года (например, с этой даты в организацию принят новый сотрудник, у которого не открыт счет в банке), работодателю следует проконтролировать, чтобы зарплатные счета таких работников обслуживались кредитной организацией с помощью карты "МИР".

Отметим, что счет в банке, к которому привязана карта "МИР", не понадобится физлицу для получения следующих выплат из бюджета (пп. "ж" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ):

  • денежных сумм в связи с предоставлением вычетов по НДФЛ;
  • средств, зачисляемых на счета, которые не предусматривают осуществление по ним операций с использованием платежных карт;
  • единовременных выплат или выплат с периодичностью реже одного раза в год;
  • выплат в пользу физлиц с постоянным местом жительства за пределами РФ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 16.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ"

Пункт 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 2014, N 19, ст. 2317; 2016, N 27, ст. 4198) изложить в следующей редакции:

"1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.".

Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2013, N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2317; N 43, ст. 5803; 2016, N 27, ст. 4223) следующие изменения:

1) пункт 11 статьи 3 после слов "Российской Федерации," дополнить словами "если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и";

2) часть 8.1 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"8.1. При внесении в правила платежной системы изменений, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера тарифов, оператор платежной системы обязан уведомить об этом Банк России в срок не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие изменений в правила платежной системы и предоставить обоснование указанных изменений.";

3) в статье 22:

а) пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:

"1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных кредитными организациями;";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Платежная система является социально значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежных систем, и более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;

2) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств с использованием платежных карт в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств с использованием платежных карт, осуществленных в рамках платежных систем;

3) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств без открытия банковского счета, осуществленных в рамках платежных систем;

4) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц, осуществленных в рамках платежных систем.";

4) в статье 30.1:

а) в части 2 слова "и иных электронных средств платежа, предоставляемых" заменить словами "и иных электронных средств платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий оператору НСПК, и которые предоставляются";

"2.1. В случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы, операции с использованием национального платежного инструмента на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с правилами НСПК.";

5) в статье 30.2:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Доля участия Банка России в уставном капитале оператора НСПК не может быть ниже уровня 50 процентов плюс одна голосующая акция.";

б) в части 4 слова "более чем 10 процентов" заменить словами "более чем 5 процентов";

6) в статье 30.5:

а) часть 1 дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:

"3) Внешэкономбанк в качестве индивидуального участника НСПК;

4) иностранный банк (иностранная кредитная организация) в качестве индивидуального участника НСПК;

5) иностранный центральный (национальный) банк в качестве индивидуального участника НСПК;

6) международная финансовая организация в качестве индивидуального участника НСПК.";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Кредитные организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, включая банкоматы, а также в технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, всех организаций, индивидуальных предпринимателей, с которыми у таких кредитных организаций заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.";

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5.4 настоящей статьи) в сроки, установленные частью 5.3 настоящей статьи:

1) предоставлять клиентам - физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту - физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов - физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 5.5 настоящей статьи;

2) зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.";

г) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. Кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами - физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.";

д) дополнить частью 5.2 следующего содержания:

"5.2. Положения частей 5 и 5.1 настоящей статьи считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы.";

е) дополнить частью 5.3 следующего содержания:

"5.3. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 настоящей статьи, наступают:

1) в отношении клиентов - физических лиц при их обращении за открытием банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года;

2) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, указанные в пунктах 4 и 5 части 5.5 настоящей статьи, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, - по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 года;

3) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 5.5 настоящей статьи, - с 1 июля 2018 года.";

ж) дополнить частью 5.4 следующего содержания:

"5.4. Положения частей 5 - 5.3 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами - физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами - физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами - физическими лицами выплат посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи), получения клиентами - физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год, а также не применяются в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.";

з) дополнить частью 5.5 следующего содержания:

"5.5. Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:

1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;

2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;

3) государственные стипендии;

4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;

5) ежемесячное пожизненное содержание судей.";

и) дополнить частью 5.6 следующего содержания:

"5.6. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 5.1 настоящей статьи.";

к) дополнить частью 5.7 следующего содержания:

"5.7. Размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.";

7) в статье 30.6:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов оказываются Банком России при осуществлении таких переводов между участниками НСПК, указанными в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 30.5 настоящего Федерального закона, либо в случаях, если эти участники НСПК являются одной стороной перевода денежных средств, а другой стороной перевода денежных средств являются участники НСПК, указанные в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 30.5 настоящего Федерального закона. В этих случаях оказание расчетных услуг Банком России может осуществляться с участием центрального платежного клирингового контрагента без открытия в Банке России банковских счетов участников НСПК, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 30.5 настоящего Федерального закона.";

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, не указанных в части 2 настоящей статьи, в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться:

1) кредитная организация;

2) Внешэкономбанк;

3) иностранный банк (иностранная кредитная организация);

4) иностранный центральный (национальный) банк;

5) международная финансовая организация.";

в) дополнить частью 2.2 следующего содержания:

"2.2. В случае привлечения оператором НСПК расчетного центра в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи положения части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона не применяются.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Статья 1

Пункт 1 статьи 16 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 2014, N 19, ст. 2317; 2016, N 27, ст. 4198) изложить в следующей редакции:

"1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2013, N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2317; N 43, ст. 5803; 2016, N 27, ст. 4223) следующие изменения:

1) пункт 11 статьи 3 после слов "Российской Федерации," дополнить словами "если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и";

2) часть 8 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"8 1 . При внесении в правила платежной системы изменений, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера тарифов, оператор платежной системы обязан уведомить об этом Банк России в срок не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие изменений в правила платежной системы и предоставить обоснование указанных изменений.";

3) в статье 22:

а) пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:

"1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных кредитными организациями;";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Платежная система является социально значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежных систем, и более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;

2) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств с использованием платежных карт в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств с использованием платежных карт, осуществленных в рамках платежных систем;

3) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств без открытия банковского счета, осуществленных в рамках платежных систем;

4) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц, осуществленных в рамках платежных систем.";

4) в статье 30 1:

а) в части 2 слова "и иных электронных средств платежа, предоставляемых" заменить словами "и иных электронных средств платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий оператору НСПК, и которые предоставляются";

"2 1 . В случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы, операции с использованием национального платежного инструмента на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с правилами НСПК.";

5) в статье 30 2:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Доля участия Банка России в уставном капитале оператора НСПК не может быть ниже уровня 50 процентов плюс одна голосующая акция.";

б) в части 4 слова "более чем 10 процентов" заменить словами "более чем 5 процентов";

6) в статье 30 5:

а) часть 1 дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:

"3) Внешэкономбанк в качестве индивидуального участника НСПК;

4) иностранный банк (иностранная кредитная организация) в качестве индивидуального участника НСПК;

5) иностранный центральный (национальный) банк в качестве индивидуального участника НСПК;

6) международная финансовая организация в качестве индивидуального участника НСПК.";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Кредитные организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, включая банкоматы, а также в технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, всех организаций, индивидуальных предпринимателей, с которыми у таких кредитных организаций заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.";

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5 5 и 5 6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5 4 настоящей статьи) в сроки, установленные частью 5 3 настоящей статьи:

1) предоставлять клиентам - физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту - физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов - физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 5 5 настоящей статьи;

2) зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.";

г) дополнить частью 5 1 следующего содержания:

"5 1 . Кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами - физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.";

д) дополнить частью 5 2 следующего содержания:

"5 2 . Положения частей 5 и 5 1 настоящей статьи считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы.";

е) дополнить частью 5 3 следующего содержания:

"5 3 . Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5 1 настоящей статьи, наступают:

1) в отношении клиентов - физических лиц при их обращении за открытием банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года;

2) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, указанные в пунктах 4 и 5 части 5 5 настоящей статьи, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, - по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 года;

3) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 5 5 настоящей статьи, - с 1 июля 2018 года.";

ж) дополнить частью 5 4 следующего содержания:

"5 4 . Положения частей 5 - 5 3 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами - физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами - физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами - физическими лицами выплат посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи), получения клиентами - физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год, а также не применяются в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.";

з) дополнить частью 5 5 следующего содержания:

"5 5 . Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5 1 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:

1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;

2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;

3) государственные стипендии;

4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;

5) ежемесячное пожизненное содержание судей.";

и) дополнить частью 5 6 следующего содержания:

"5 6 . Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 5 1 настоящей статьи.";

к) дополнить частью 5 7 следующего содержания:

"5 7 . Размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.";

7) в статье 30 6:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов оказываются Банком России при осуществлении таких переводов между участниками НСПК, указанными в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 30 5 настоящего Федерального закона, либо в случаях, если эти участники НСПК являются одной стороной перевода денежных средств, а другой стороной перевода денежных средств являются участники НСПК, указанные в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 30 5 настоящего Федерального закона. В этих случаях оказание расчетных услуг Банком России может осуществляться с участием центрального платежного клирингового контрагента без открытия в Банке России банковских счетов участников НСПК, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 30 5 настоящего Федерального закона.";

б) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, не указанных в части 2 настоящей статьи, в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться:

1) кредитная организация;

2) Внешэкономбанк;

3) иностранный банк (иностранная кредитная организация);

4) иностранный центральный (национальный) банк;

5) международная финансовая организация.";

в) дополнить частью 2 2 следующего содержания:

"2 2 . В случае привлечения оператором НСПК расчетного центра в соответствии с частью 2 1 настоящей статьи положения части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона не применяются.".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

Делается это для того, чтобы бюджетники и пенсионеры могли расплачиваться за товары и услуги картой «МИР». Но понятно, что эти терминалы будут принимать и остальные карты («МастерКарт», «Виза»).

По сути, с 1 октября на всей территории страны вводится обязательная оплата картой. Исключения сделаны для компаний и ИП с выручкой до 40 млн. в год.

Поправки в статью 16.1 Закона о защите прав потребителей

«Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.»

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬИ 7 И 38 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ"

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232; 2008, N 19, ст. 2098; N 30, ст. 3612; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 26, ст. 3247; 2014, N 30, ст. 4217; 2016, N 27, ст. 4160) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить частью пятой следующего содержания:

"Лицам, указанным в частях второй и третьей настоящей статьи, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, устанавливается в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.";

2) статью 38 дополнить частями третьей - шестой следующего содержания:

"К пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) лицам (супругам и (или) родителям), потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), начисляется надбавка в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, в связи со смертью (гибелью) каждого из указанных кормильцев (за исключением кормильца, в связи со смертью (гибелью) которого им установлена пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона).

Детям, не достигшим 18 лет, а проходящим обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, и детям, являющимся инвалидами с детства I и II групп, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, обоих родителей из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), к пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), установленной им в связи со смертью (гибелью) одного из родителей, начисляется надбавка в связи со смертью (гибелью) другого родителя в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, на каждого из указанных детей.

Детям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеющим одновременно право на начисление надбавок, предусмотренных частями второй и четвертой настоящей статьи, начисляется одна надбавка в наибольшем размере.

Надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, начисляются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, которыми назначена пенсия по случаю потери кормильца.".

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль